Вчера, обсуждая ситуацию во МХАТе, я никого не сравнивал с обезьянкой (как это представили журналисты ), а лишь рассказал о давней практике завлечения зрителей. Попытаюсь заново объяснить – что имелось в виду. Мне ещё довелось поработать в «сборных солянках», где главного артиста называли «мартышкой», и это наполняло его гордостью. Данный администраторский термин появился очень давно, когда по Союзу колесили эстрадно-цирковые бригады. Как правило, днём они заезжали в населённый пункт и начинали готовиться к вечернему представлению, а кто-то на освободившемся от реквизита транспорте проезжал с мартышкой по улицам, собирая вокруг себя ребятню. Взрослые вечером возвращались с работы, и эта ребятня тянула их на концерт, надеясь ещё раз увидеть обезьянку. Артисты понимали, что не они делают кассу, поэтому относились к мартышке с уважением и считали главным гастролёром именно её.
Так что я лишь констатировал факт. Единственное, что бы я посоветовал дирекциям театров – не называть приглашённых медийных особ актёрами, а говорить, что режиссёру понадобился персонаж, которого нельзя подобрать из своих. К примеру, если по ходу пьесы на заднем плане должен стоять огромный бодибилдер с голым торсом, то искать его в труппе бесполезно. Но можно позвать настоящего из соседней качалки, и он с удовольствием добавит спектаклю «правды жизни». В случае с МХАТом – администрация может сказать, что на маленькую роль кабацкой певички, не способной взять ни одной правильной ноты, в основном составе исполнительницы не нашлось, так как все штатные актрисы прошли серьёзную вокальную школу и петь плохо просто не умеют. А потому пришлось пригласить «мартышку» со стороны.
Юрий Лоза